Содержание
Переселенцы
Маршруты караванов дикого Запада
Караванный фургон
Формирование караванов
Самые прославленные герои Запада — охотники, следопыты, исследователи, — о которых сложены легенды, сначала были одиночками, но потом становились общественными деятелями. Дэниэла Буна дважды выбирали в законодательное собрание штата и еще мировым судьей.
Не менее знаменитого героя Дэйви Крокета избирали полковником ополчения, мировым судьей, членом законодательного собрания штата и членом Конгресса США.
Прославленный землепроходец Джон Чарльз Фримонт стал первым сенатором от Калифорнии и первым кандидатом в президенты США от республиканской партии.
Один героев Запада — Джон Чарльз Фримонт (1813—1890) по прозвищу Следопыт. Он стал первым кандидатом в президенты США.
Переселенцы
Переселенцы приезжали в Северную Америку в основном из протестантских стран — из Англии, Германии, Швеции, Голландии. Протестанты привыкли жить общинами; церковная община — основа их общества.
И в новых местах эта привычка помогала им быстро находить общий язык с людьми. А большинство из них отправлялись на Запад группами. Иначе бы, они просто не доехали.
Само по себе путешествие на Запад было делом трудным. Не везде проедешь даже по сухому и твердому грунту, а пробираться приходилось и по болотистой местности, где фургоны проваливались по самые втулки колес. И тогда соседние возчики помогали вытащить застрявший фургон, стоя по пояс в грязи и воде.
А еще индейцы. Это для белых земля к западу от фронтира (границы уже освоенных поселенцами земель) была ничьей, а для индейцев она была очень даже своей.
Индейцы нападали на белых путников и убивали всех без разбора — мужчин, женщин, детей, в первую очередь тех, кто не пожелал или не сумел прибиться к какому-нибудь коллективу.
Были болезни, несчастные случаи и прочие напасти. До наших дней дошла, например, такая история.
Летом 1826 года мистер Бродас продвигался с караваном по тропе Санта-Фе. Доставая ружье дулом вперед, он случайно прострелил себе руку и раздробил кость. Если бы пострадавший ехал один, то, скорее всего, истек бы кровью или умер от гангрены.
А товарищи по каравану быстро сделали ему операцию с помощью самых простых инструментов — железного болта, ножа для разделки мяса и пилы-ножовки. Разводка ножовки оказалась слишком грубой, поэтому на ней нарезали зубья потоньше.
Навострив нож, разрезали руку Бродаса до кости, ножовкой отпилили раздробленную часть, тут же прижгли рану раскаленным на огне болтом, и кровотечение прекратилось. Наложили повязки, и караван тронулся дальше. А уже через несколько недель мистер Бродас оправился от ранения.
Маршруты караванов дикого Запада
Маршруты на запад — на Санта-Фе (он находился тогда в глубине мексиканской территории, которую позже отвоевали американцы), а также в Орегон и в Калифорнию — начинались в городе Индепенденс, штат Миссури.
Дороги и тропы, которыми продвигались на запад и на юг переселенцы из Европы, осваивавшие новые земли Северной Америки в 1780 – 1860-х годах.
Отсюда караван двигался по реке Плат, мимо форта Ларами, через южный перевал в горах Уинд-Ривер центрального Вайоминга на северо-запад, к форту Холл в Айдахо. Затем орегонская тропа шла по реке Снейк к фортам Уалла-Уалла и Уильям (позже город Портленд).
Калифорнийская же тропа сворачивала по пустыне на юго-запад и шла через Сьерру на форт Саттер (близ современного города Сакраменто).
Около двух тысяч миль от Индепенденса до форта Саттер караван преодолевал месяцев за пять.
Формировались караваны в разных местах. Для этого на торговых путях устраивали постоянные фактории и форты (поселения и укрепления). Но их надо было поддерживать и охранять от индейцев.
Чтобы избежать лишних трат и хлопот, о выбранном месте формирования очередного каравана жителей оповещали через газеты. Иногда караван состоял просто из навьюченных мулов. Так легче было преодолевать реки и пробираться по горным тропам и в случае удачи экономился месяц пути.
Но в таком караване негде укрыться от палящего солнца и дождя, а детям, старикам, больным и вовсе не по силам трястись на мулах. Поэтому чаще караван составляли из фургонов.
Караванный фургон
Фургон — вещь громоздкая. Он с трудом поворачивался, еле-еле переезжал реку вброд, застревал на горных дорогах и легко ломался. Но в фургоне можно было спрятаться в непогоду, а в случае нападения индейцев он служил полевым госпиталем.
При скорости около двух миль в час фургон трясло не так уж сильно, а на сложных участках те, кто мог, шли пешком. На тропе, ведущей в Орегон и Калифорнию, чаще всего использовали легкие фургоны длиной около десяти футов (три метра) и высотой от днища до крыши восемь с половиной футов.
Такой фургон брал тонну груза. Его запрягали шестеркой быков по два в упряжке: если одна пара быков гибла, остальные тащили фургон.
На глубоких реках, на крутых горных склонах приходилось удваивать количество быков и втаскивать фургоны по очереди. Особенно сложные участки обустраивали дополнительными приспособлениями.
Так, в экспедиции Брауна в 1846 году у входа в каньон Гольфстрим надо было преодолеть гору высотой 150 футов с уклоном 35 градусов. На вершину горы пятнадцать пар быков затащили цепной блок, а потом с помощью этого блока фургоны затягивали наверх.
На спусках быки нередко ломали ноги, фургоны опрокидывались. В таких случаях один фургон использовали в качестве ворота — блока, с помощью которого спускали, как на тормозах, все остальные фургоны.
Устраиваясь на ночлег или на привал, фургоны ставили квадратом. Получалась походная крепость, где можно было защищаться от нападения. На ночь туда загоняли скот и выставляли охрану.
Судьба каравана во многом зависела от его руководителя — капитана. Он должен был предвидеть случайности, уметь уговаривать или заставлять людей делать непривычную и тяжелую работу, поддерживать их в трудную минуту, не давать пасть духом или удариться в панику.
Формирование караванов
Караваны формировались обычно из людей малознакомых или вовсе незнакомых. Узнавать друг друга приходилось уже в пути.
Американцев с детства учат рассчитывать только на себя. Но есть в их характере и прямо противоположная черта: когда появляется общая цель, они очень хорошо умеют сотрудничать.
Нет, речь идет не о дружбе — с другом любой договорится. В том-то и штука: американцы ухитряются делать дело вместе даже тогда, когда терпеть друг друга не могут.
Если среди участников находился заслуженный человек — как правило, военный, он и становился капитаном при молчаливом согласии остальных.
Когда же состав подбирался совсем случайно, проводилась скоротечная избирательная кампания. Претенденты выдвигали свои кандидатуры, вербовали сторонников, после споров и перепалок проводились выборы, и победитель провозглашался капитаном каравана.
Собственно говоря, именно так в США до сих пор выбирают всех должностных лиц от окружного шерифа до президента страны.
К западу от фронтира законы США не действовали, поэтому ко времени «золотой лихорадки» (1849) у переселенцев вошло в обычай на время похода принимать собственные конституции и законы.
Одни группы делали это уже на фронтире, покидая пределы Соединенных Штатов, другие на первой стоянке — в Сан-Луи или Индепенденсе. Законы эти были просты и понятны всем более или менее грамотным людям.
Чтобы изложить их, хватало пяти-шести страниц. Выдумывать все самим не приходилось: для переселенцев печатали специальные справочники, где наряду с советами, как выбрать маршрут и составить группу, как обращаться с быками и чинить фургон, искать брод, объяснялось, как писать и принимать законы, как выбирать руководителей.
Вот подлинный документ, который приняли и подписали в мае 1849 года участники двух групп:
«Мы, нижеподписавшиеся члены групп «Грин» и «Джерси», переселяющиеся в Калифорнию и объединившиеся в Сент-Джозефе, зная, что нам предстоит долгое и трудное путешествие, согласны, что собственные интересы требуют — ради безопасности, удобств, доброй воли и, что еще более важно, предотвращения ненужных задержек — принятия строгих установлений и правил, коими надлежит руководствоваться в пути.
Подписывая настоящую резолюцию, мы обязуемся друг перед другом подчиняться всем решениям и установлениям, принятым большинством голосов, как законам, принятым на время путешествия; мужественно оказывать поддержку и содействие любому уполномоченному на то лицу в его усилиях неуклонно осуществлять все подобные вынесенные решения и установления.
А также, лишись кто из членов экспедиции возможности продолжать путь вместе со всеми из-за потери быков или мулов, поломки фургонов, ограбления индейцами либо в силу любой иной причины, от него не зависящей, мы обязуемся ни при каких обстоятельствах его не оставлять, но помогать из наших собственных ресурсов, пока не достигнем форта Сапер, и обязуемся стоять друг за друга при любых обстоятельствах до смерти».
Итак, участники соглашения приняли конституцию и законы. В них были список всех должностных лиц — капитана, заместителя капитана, казначея, секретаря — с перечнем их прав и обязанностей, а также описание процедуры принятия и отмены поправок к конституции (голосами двух третей всех участников).
В законах обозначались преступления, наказания за них и процедура суда. Убийство рассматривали двенадцать присяжных, а приговор требовал единогласия.
Если подряд три состава присяжных не могли вынести приговор, обвиняемого считали оправданным. Конечно, принятие конституции и законов не исключало споров и даже расколов.
Так, в экспедиции капитана Фэша (1849) группа недовольных откололась от основного каравана и попыталась продолжить путь без строгой дисциплины. Ночью, когда все спали, завыл горный волк. Человека, обязанного следить за мулами, они не выбрали, и мулы разбежались.
Наученные горьким опытом участники отколовшейся группы пошли по проверенному пути: выбрали капитана, приняли конституцию и законы.
Из 124 экспедиций, вышедших из Массачусетса в Калифорнию в 1849 году, ни одна не осталась до конца в одном и том же составе: одни отставали от каравана, другие к нему присоединялись. И почти всегда участники каравана расставались сразу по прибытии на место: видимо, в пути они успевали здорово друг другу надоесть.
Но это уже неважно: переселенцы включались в местные общины и должны были подчиняться уже их правилам.
Видео: Тунгусский метеорит. Экспедиция Кулика видео 1927 года
Первая трансконтинентальная железная дорога в США
Миклухо-Маклай – ученый и путешественник