Содержание
Адам Олеарий
Путешествие Адама Олеария в Московию
Путешествие Адама Олеария в Персию
Научные работы Адама Олеария
Почти четыре века назад в Западной Европе очень мало знали о Московии (так называли тогда иностранцы Россию). Первая серьезная и обстоятельная книга о Московии и московитах была написана немецким ученым Адамом Олеарием, посетившим Москву в 1636 году.
Труд Олеария десятки раз переиздавался и был переведен почти на все языки (первый полный русский перевод был сделан в 1869 г. П. Батовым).
Адам Олеарий
Адам Олеарий был родом из маленького немецкого городка Ашерслебена. Отец его занимался портняжным делом. Благодаря исключительным способностям и редкостной энергии Олеарию удалось поступить в Лейпцигский университет, который он и окончил со званием магистра философии.
Оставшись при университете, Олеарий приобрел солидные познания в точных науках, а также изучил русский, арабский и персидский языки.
Голштингский герцог Фредерик решил завязать торговлю с востоком через Россию. Было снаряжено специальное посольство в Персию с невиданной до того времени пышностью.
Во главе посольства стояли дипломат Филипп Крузиус и гамбургский купец Отто Бругман, окруженные свитой из 34 «кавалеров», в числе которых находились известный поэт того времени Флеминг и Альберт фон-Мандельслоо, совершивший позднее путешествие в Индию.
Путешествие Адама Олеария в Московию
В ученые секретари посольства Голштинский Герцог пригласил Олеария.
После долгого и утомительного путешествия посольство прибыло в Москву в середине марта 1636 г. Наступила оттепель. Ехать в Нижний по испорченному пути голштинцы не отважились и решили остаться в Москве до лета.
План города Москвы из книги Адама Олеария «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию».
«Москва вполне стоит того, чтобы на ней остановиться», записал в своем дневнике Олеарий. Всего более понравились в Москве Олеарию Кремль и церковь Василия Блаженного, которые он тщательно зарисовал для своей будущей книги.
Олеарий постепенно приглядывался к русским:
«Мужчины у московитов, — пишет он, — большей частью рослые, крепкие и толстые люди, кожей и цветом лица схожие с протчими европейцами… Русские очень ценят длинные бороды и толстые животы. Те, у кого качества эти имеются, пользуются большим почетом».
Великий князь уезжает на паломничество
Дивился он также и их легковерию: «Многие с недоумением пишет Олеарий, русские, — в серьез верят, что в Троице-Сергиевской обители существует чудодейственный горшок, из которого сколько бы ни черпали щей для угощения братии, количество их не уменьшалось».
Прожив несколько месяцев среди русских, Олеарий составил себе точное представление о Московии.
Посольский двор.
«Московский царь, — говорит он, — единолично управляет государством, почитая своими рабами крестьян, дворян и даже князей. Русское управление нужно считать состоящим в ближайшем родстве с тираническим».
Подстать царю были и окружавшие его бояре. Вот что пишет о них Олеарий:
«Русские бояре не любят свободных искусств и высоких наук и не имеют никакой охоты ими заниматься. Астрономию они считают волшебством, предсказание же наперед лунных и солнечных затмений бесовским делом…
Когда я ради забавы в темной комнате на шлифованном стекле, вставленном в маленькое отверстие, стал изображать все происходившее на улице против окна, пришедшие ко мне русские крестились и говорили: «тут верно волшебство, тем более что лошади и люди представляются идущими вверх ногами».
«Разговоры бояр Московских направлены в сторону, куда их влекут природа и низменный образ жизни. Они говорят о разврате, о непристойных поступках, совершенных как ими самими, так и их друзьями. Тот, кто сумел рассказать наиболее грубые непристойности с соответствующей мимикой, считается у них лучшим и приятнейшим собеседником».
Олеарий был глубоко поражен продажностью суда, чудовищной волокитой в делопроизводстве и взяточничеством тогдашних русских чиновников — приказных.
«Бесправие у русских, — утверждает он, так глубоко въелось в быт, что создало даже пословицу: не борись с сильным, не судись с богатым».
Церковь у белой стены в Кремле.
Наряду с отрицательным отношением к высшим классам Олеарий с большой теплотой говорит о трудовом русском народе: закабаленных помещиками крестьянах и посадской городской бедноте.
У русского простолюдина Олеарий признавал доброту, смышленость и природный ум.
«Качества эти, — однако оговаривается он, — в значительной мере затемнены нищетой и вековым бесправием».
Путешествие Адама Олеария в Персию
Время шло. Все дела и хлопоты были закончены. Пришло, наконец, и известие из Нижнего Новгорода, что строившийся там для посольства корабль готов.
Вид Нижнего Новгорода из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию», Шлезвиг, 1656 г.
30 июня посольство отплыло на лодках вниз по Москве-реке и прибыло в Нижний. Далее голштинцы поплыли на построенном для них в Нижнем трехмачтовом корабле. Благополучно добравшись до Астрахани, посольство направилось по Каспийскому морю в Персию.
Шамаха (Шемахы — город в Азербайджане). Гравюра из «Описания путешествия». А. Олеария. 1656 г.
Совершив путешествие в столицу персидского шаха Испагань и прожив там около года, Олеарнй вернулся в Астрахань осенью 1638 г.
Двинувшись вверх по Волге, посольство прибыло в Казань к самому началу ледостава. Ехать дальше было нельзя, и голштинцам пришлось прожить в Казани около месяца, дожидаясь установления санного пути.
В Москву посольство прибыло лишь 2 января 1639 г.
Пробыв около двух месяцев в Москве, голштинцы тронулись в обратный путь и 30 июня 1639 г. высадились в Киле. Путешествие длилось без малого 4 года и стоило очень больших денег.
Реальных результатов оно, однако, не дало: транзитной торговли с Востоком через Московию завязать так и не удалось.
В своих записках Олеарий объясняет неудачу посольства интригами английских и голландских резидентов в Персии, лукавством московских бояр и, главным образом, злоупотреблениями стоящего во главе посольства гамбурского куца Бругмана, который и был казнен в 1640 г.
Возвратившись из Москвы, Олеарий поселился в Готорпе и занялся обработкой своих путевых впечатлений.
Научные работы Адама Олеария
После 8 лет усидчивой работы труд Олеария был подготовлен к печати и вышел первым изданием в 1647 г.
При жизни Олеария книга его трижды была переиздана на немецком языке и переведена на французский, английский и голландский языки.
В 1650 г. Голштинский Герцог поручил Олеарию заведывание своей библиотекой, видное место в которой занимали привезенные посольством рукописи на арабском, персидском и турецком языках.
Работая над ними, Олеарий составлял попутно арабско — персидский и немецкий словарь. Наряду с этим он написал также ряд трактатов по математике и астрономии (составленное Олеарием руководство по обращению с угломерными инструментами и определению широты и долготы места было переведено на английский язык и принято в качестве пособия для штурманов флота).
Адам Олеарий. Под Портретом его девиз. Внизу стихотворение, посвященное Олеарию поэтом Вартом из Лейпцига.
Под руководством Олеария изготовлен был также в 1656 г. знаменитый готорпский глобус, имевший 11 футов в диаметре. На внутренней стороне глобуса было изображено звездное небо и планеты по системе Коперника.
Позднее глобус этот был подарен Петру I внуком гоштинского герцога Фредерика и перевезен в Петербург в 1713 г.
Окруженный всеобщим уважением Олеарий дожил до глубокой старости и умер в 1671 т.
Видео: Летучий Голландец и пропавшие корабли
Тунгусский метеорит и экспедиция под руководством Л. А. Кулика