Содержание
Города Древнего царства
Развитие архитектуры и скульптуры
Памятники культуры майя
Экспедиция Дж. Алдена Мэзона
Вырезанные на плитах барельефы
Город Киригуа
Происхождение майя до сих пор теряется в неизвестности. Достоверно известно лишь, что задолго до нашей эры они обитали в Гватемале, в районе нынешнего Британского Гондураса, где в I в. н. э. были основаны города Уакзактун, Тикал, Копан и др.
Наиболее ранние памятники, относящиеся к культуре майя, датируются 68 годом нашей эры (города майя достигли пика своего развития 200 — 900 гг. н. э.).
Расцвет первого периода истории майя, так называемого Древнего царства, падает на время с 300 по 600 годы нашей эры.
Почему затем, в VII в., первоначально заселенная область была оставлена, установить пока невозможно. Майя переселились на север, на Юкатан. Этот период их истории, называемый новым царством, пережил свой расцвет незадолго до появления европейцев.
Города Древнего царства
Великолепные когда-то города Древнего царства опустели и заросли джунглями.
Майя оставили после себя богатейшие архитектурные памятники, произведения искусства высокого мастерства, погребения и ряд письменных памятников, позволяющих установить, основные моменты их истории, их фольклор и летоисчисление.
Правда, относительно последнего ученые не пришли к единообразному его истолкованию, и до сих пор существует расхождение на 260 лет между толкованием двух школ.
Развитие архитектуры и скульптуры
Вопрос о летоисчислении особенно интересен потому, что майя уделяли ему, по-видимому, много внимания. Все найденные памятники датированы, что дает возможность установить последовательность в развитии архитектуры и скульптуры.
Насколько можно установить по оставшимся от майя скульптурным памятникам, а также по хроникам и анналам, написанным иероглифами, они представляли народ с высоко развитой культурой.
Главное место в хозяйстве занимало земледелие. Возделывались маис, како, ямс, бобы. Хорошо развита была торговля, причем деньгами служили бобы како, а также раковины.
Чрезвычайно интересно, что майя не знали железа. Все орудия, а также военное и охотничье оружие выделывались из кремния, обсидиана, нефрита, кости и раковин.
Народ майя подразделялся не менее чем на 5 племен. Каждое племя имело верховного вождя и верховного военачальника, а затем вождей второго и третьего ранга. Племя подразделялось на кланы, которые жили оседло в деревнях и городах.
Нормы обычного права и наследования, формы брака, развитое рабство говорят о разложении патриархального рода. Возможно, что майя к моменту завоевания их испанцами находились в стадии образования государства в форме военной демократии, подобно грекам гомеровского периода.
Область Древнего царства майя, представляющая особенный интерес, была в продолжение нескольких веков покрыта густыми джунглями и зарослями бананов.
Памятники культуры майя
Впервые стало известно о скрытых в лесных чащах замечательных памятниках культуры майя в 1839 г., когда Джон Ллойд Стефенс посетил и обследовал ряд памятников майя в Гондурасе, особенно г. Киригуа.
Впервые мир узнал, что в Средней Америке когда-то жил народ, культура которого в ряде отдельных элементов не уступала античной культуре.
В 1881 г. англичанин Альфред Персиваль Модсли продолжил начатую Стефенсоном работу по освещению темной до тех пор проблемы. В продолжение 13 лет Модсли совершал несколько раз длительные экспедиции, расчистил лес, произвел раскопки, сделал планы, сфотографировал и снял слепки с главнейших памятников.
Он доказал, что исследование культуры майя представляет громадный интерес и освещает оставшийся совершенно темным период доколумбовой истории Америки. После него ряд отдельных ученых и научных институтов производил раскопки в районе Гватемалы.
Исследователи сделали достоянием науки прекрасное искусство своеобразного стиля, архитектуру и скульптуру большого мастерства, не уступающую лучшим произведениям мирового искусства.
Экспедиция Дж. Алдена Мэзона
Среднеамериканская экспедиция университетского музея Филадельфии под руководством Дж. Алдена Мэзона, работавшая в 1930 — 1933 гг., сделала ряд новых ценных открытий. Объектом исследований был выбран древний город Пиедрас Нетрас, расположенный неподалеку от р. Узумасинты.
Главной целью этой экспедиции было вывезти наиболее интересные памятники, что и было сделано, хотя с большим трудом. Мэзон имел в виду продолжить работу Малера, открывшего в 1898 г. два портала храма. Мэзон задался целью найти третий портал, который должен был существовать, судя по общему плану раскопанного храма.
После многих тщетных поисков этот портал был найден разбитым на 4 части, из которых последней, небольшой, не хватало.
В реставрированном виде портал представляет плиту длиною в 1,2 м, шириною в 0,6 м, толщиною около 13 см, весом около 200 кг. Плита эта находится сейчас в Чикаго, в музее «Век прогресса», в зале майя.
Вырезанные на плитах барельефы
Вырезанный на плите барельеф относится к периоду наивысшего расцвета искусства майя. Несмотря на то, что искусство американских индейцев во всеобщих историях искусства обычно игнорируется, оно является одним из наиболее совершенных в ряду искусств древних народов и может быть сравнено с лучшими школами античности.
Барельеф изображает одну из церемоний майя. В центре — сидящая на троне фигура вождя со скрещенными ногами. Задняя спинка трона покрыта шкурой ягуара. Сидение трона поддерживается двумя ножками и украшено бахромой с кисточками.
Направо от трона несколько стоящих фигур в естественных позах. Налево — три фигуры юношей со скрещенными руками. Семь фигур сидят со скрещенными ногами внизу около трона. Эти фигуры сохранились особенно хорошо.
Положение и пропорции фигур исключительно естественны и выразительны, детали переданы с необычайной тщательностью. Даже выделяются ногти пальцев явственно, так же как и украшения костюмов. Это особенно замечательно, если мы вспомним, что скульптор Майя не имел в своем распоряжении металлических резцов.
Наиболее массивным и лучше всего сохранившимся из открытых экспедицией памятников в Пьедрас-Неграс является так называемая стела — 40. Она имеет около 4,6 м в высоту и весит до 6 т.
Барельеф изображает коленопреклоненную фигуру в шапке, подобной епископской митре, сыплющую маисовые зерна над другой фигурой. Возможно, что это изображение бога плодородия и божества земли.
Стела — 12 является одним из лучших произведений искусства майя. Барельеф, вероятно, изображает сцену триумфа победителей. В центре — фигура вождя, сидящего на троне. По бокам стоят его помощники.
Сидящие внизу фигуры не оставляют сомнения: это пленные, вероятно, предназначенные для жертвоприношения. Они связаны веревками, волосы собраны в своеобразные пучки. Фигуры превосходны как в отношении художественности позы, так и в отношении отделки деталей. Все вместе делает барельеф прекрасным произведением искусства.
Около каждой фигуры вырезаны иероглифы, — возможно, имена пленных. В таком случае сцена имеет конкретное историческое значение. Всего экспедицией открыто и увезено 16 памятников плит с барельефами, алтарей, тронов и т. п., которые находятся сейчас музеях Чикаго и Филадельфии.
Город Киригуа
В 1934 г. Институт Карнеджи организовал экспедицию в Квиригуа, место раскопок Модсли. Результаты этой четырехмесячной экспедиции, возглавлявшейся учеными Моррисом и Стромсвиком, с избытком, вознаградили затраченные усилия.
Город Киригуа был основан в 433 году н. э. Остатки его составляют несколько групп руин, сконцентрированных вокруг храма и площади жертвоприношений. Моррис и Стромсвик откопали много скульптурных изображений животных — лягушек, змей, черепах и фантастических фигур вроде драконов и т. д.
Наибольшая из этих каменных фигур является наиболее замечательной, Она представляет округлую коричневую глыбу несколько неправильной формы, которая весит около 20 т, имеет 2,25 м в высоту, 3,45 м ширину, около З м в длину.
Эта фигура похожа на гигантское ползущее чудовище. Спереди высечена человеческая фигура, сзади огромная гротескная маска.
Далее откопаны гигантские каменные столбы с высеченными на них человеческими фигурами. Столбы монолитны, высечены из одного куска.
Загадкой является вопрос о том, какие технические средства применяли майя для того, чтобы передвигать и устанавливать колонны высотою в 10 — 15 м, весящие около 50 тонн. Ведь передвижение и транспортировка этих памятников представляют большое затруднение даже сейчас, при наличии кранов, блоков, талей и прочих усовершенствованных подъемных сооружений.
Каким же образом справлялись с этой задачей майя? Пока этот вопрос остается открытым.
Среди других находок в Киригуа представляют большой интерес несколько глиняных сосудов прямоугольной формы, наполненные сделанными из обсидиана клинками ножей, кинжалов, наконечниками копий и прочими орудиями.
Подобные находки имели место и в Пьедрас-Неграс и показывают нам совершенство каменной индустрии майя. Работа последних экспедиций, богатство и исключительный интерес произведенных ими открытий говорят о том, что наука может еще очень много сделать для освещения истории майя.
Институт Карнеги продолжает свои исследования, и следует ожидать дальнейших интересных результатов в этой области.
Видео: Легенды индейцев о золотой пещере Башни дьяволов.