Содержание
Индейцы Северной Америки
Бледнолицые и краснокожие
Новоселы и старожилы
Индейцы Северной Америки — это собирательное название коренных народов, населявших континент до прибытия европейцев. Их история насчитывает тысячи лет и включает в себя множество разнообразных культур, языков и образов жизни.
Индейцы Северной Америки
Предки индейцев мигрировали в Северную Америку из Азии через Берингов пролив (который в то время был сушей) около 15 — 20 тысяч лет назад. Со временем они расселились по всему континенту, приспосабливаясь к различным климатическим условиям и создавая уникальные культуры.
В этот период существовало множество индейских цивилизаций, отличавшихся сложной социальной организацией, развитым сельским хозяйством, ремеслами и искусством. Среди них можно выделить:
Строители впечатляющих многоэтажных зданий из камня в юго-западной части США.
Создатели курганов и сложных иерархических обществ в долине реки Миссисипи. Индейцы известны своими тотемами, деревянными масками и рыболовством.
С прибытием европейцев в XV — XVI веках начался период трагических изменений для индейцев. Европейцы принесли болезни, к которым у индейцев не было иммунитета, что привело к массовым эпидемиям и огромным потерям населения.
Европейские колонисты захватывали земли индейцев, что приводило к многочисленным войнам и насильственному переселению.
Правительства США и Канады проводили политику, направленную на подавление индейской культуры и ассимиляцию индейцев в европейское общество.
Современная ситуация.
Несмотря на трудности, индейцы продолжают бороться за свои права и сохранение своей культуры. Они активно участвуют в политической жизни своих стран и работают над восстановлением своих традиций.
Образ жизни.
Образ жизни индейцев был очень разнообразен и зависел от географического региона и климата:
Охотники и собиратели. Многие племена, особенно на равнинах и в лесах, жили за счет охоты на бизонов, оленей и других животных, а также собирательства диких растений.
Земледельцы. На юго-западе и в долине Миссисипи развивалось земледелие, основанное на выращивании кукурузы, бобов и тыквы.
Рыболовы. На северо-западном побережье индейцы занимались рыболовством, охотой на морских млекопитающих и сбором моллюсков.
Кочевой и оседлый образ жизни. Некоторые племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь вслед за стадами животных, в то время как другие жили оседло, занимаясь земледелием.
Социальная организация. У большинства индейских племен была общинная организация жизни, основанная на родственных связях. Лидеры (вожди) избирались на основе мудрости и опыта.
Духовность. Духовная жизнь играла важную роль в жизни индейцев. Они верили в связь с природой и духовными силами, почитали предков и проводили сложные обряды и церемонии.
Искусство и ремесла. Индейцы создавали разнообразные произведения искусства и ремесла, включая тотемы, керамику, ткачество, бисероплетение и ювелирные изделия.
Интересные факты.
В Северной Америке существовало огромное количество индейских языков, многие из которых до сих пор используются.
Индейцы внесли значительный вклад в развитие сельского хозяйства, изобретя новые сорта культур и методы выращивания.
Индейцы обладали глубокими знаниями о лекарственных свойствах растений и использовали их для лечения различных заболеваний.
В некоторых индейских обществах женщины играли важную роль в политике и экономике, а также владели землей.
Индейцы имели богатую устную традицию, включающую в себя мифы, легенды и сказания, которые передавались из поколения в поколение.
Индейское наследие до сих пор оказывает влияние на культуру и искусство Северной Америки.
Индейцы Северной Америки – это не единый народ, а множество различных групп, каждая со своей уникальной историей, культурой и языком.
Их история полна трагических событий, но также и примеров стойкости, мудрости и уважения к природе. Изучение их наследия помогает нам лучше понять историю и культуру Северной Америки и обогащает наше представление о многообразии человечества.
Многие поколения мальчишек, возможно, до сих пор играют в индейцев. И это касается не только американских ребят! Боевой клич индейцев ирокезов и могикан был слышен по всей Европе и России.
В чем причина такой популярности, если индейцев здесь никогда не видели? Во-первых, любить далеких людей проще, чем близких. Во-вторых, ни в Европе, ни в России индейцы не снимали скальпы с кого-либо, только в Америке, по месту своего проживания.
Этого уже достаточно, чтобы относиться к ним с уважением. Но давайте познакомимся с ними поближе.
Бледнолицые и краснокожие
Широкую известность индейцам создал американский писатель Фенимор Купер.
В его романах, начавших выходить в 20-е годы XIX века, почти все индейцы (кроме гуронов, воевавших на стороне французов) храбрые, честные и глубоко порядочные люди, а если с кого они и содрали скальпы, то только по уважительным причинам.
Другой американский писатель, Говард Фаст, написал повесть про одиннадцатилетнего нью-йоркского школьника Тони Мак-Тэвиш Леви. У него одна бабушка (отцова мать) была итальянка, в честь ее отца, Антонио, и назвали мальчика.
Вообще-то, бабушкин отец был наполовину француз и наполовину немец, но он так прижился среди итальянцев, что и сам стал вроде как итальянцем.
Бабушка Тони в молодости приехала в Нью-Йорк и вышла замуж за местного парня, в котором смешались русская, еврейская, польская и литовская кровь; отец Тони — их сын.
У матери же Тони один дед был шотландец, другой — швед, а бабушки индианка и гаитянка. Немного запутанно, согласитесь. Даже у американцев такая мешанина кровей встречается нечасто.
Может быть, поэтому Тони получился большим выдумщиком и часто мечтал о том о сем, особенно в школе на уроках, за что получал по полной программе от строгой учительницы мисс Клэтт.
Как-то раз весной он размечтался, сидя за партой и глядя в окно, когда мисс Клэтт рассказывала историю Нью-Йорка. Она говорила о том, как в сентябре 1609 года капитан Гудзон на голландском корабле «Полумесяц» вошел в здешний залив.
Как голландцы основали на острове Манхэттен поселок, а их губернатор Питер Стюйвесант выстроил от реки до реки (между ними и расположился Манхэттен) стену для защиты от индейцев. Этой стены давно нет, на ее месте проходит Стенная улица (Уолл-стрит).
Карта мира М. Вальдземюллера, где показаны открытые к 1513 году территории Америки.
Но тут вдруг Тони очнулся и начал возражать мисс Клэтт.
— Незачем было строить эту стену, — заявил он. — Старик Деревянная Нога, то есть Стюйвесант, построил ее, потому что поселенцы были им недовольны. А индейцы никогда никого не трогали, пока ван Дейк не застрелил бедную Драмаку из-за персика.
Он был плохой человек, и, если бы поселенцы его выдали индейцам, как предлагал отец Питера, все бы обошлось и стена бы не понадобилась.
Возражая мисс Клэтт, Тони сделал большую ошибку. То есть про индейцев и Стюйвесанта он был отчасти прав, но ему надо было понимать, что споры с учителем добром не кончаются. И, вообще, учителя не больно любят учеников, которые знают больше их.
Вот и мисс Клэтт сначала замерла, разинув рот (или, наоборот, плотно сжав губы, — Говард Фаст про это не сообщает), а потом закричала:
— Все, Тони, хватит!
А вечером отправилась к его родителям.
Если бы она выслушала Тони, то, может, поняла бы, что погорячилась. Познания Тони объяснялись очень просто: он нашел в заборе волшебную дверь. Через нее он часто проникал в тот самый голландский поселок, который находился на месте Нью-Йорка в 1654 году.
У него там был друг Питер ван Добен, и они бегали играть к индейцам из племени весквейстиков, жившим неподалеку. Понятно, что Тони намного лучше мисс Клэтт знал, как все было на самом деле.
Новоселы и старожилы
А было так. Когда европейцы доплыли до Америки, они сначала приняли ее за Индию и жителей называли «индийцами» (это только в русском языке «индийцы» и «индейцы» пишутся по-разному).
А нашли Америку испанцы. Христофор Колумб, правда, был итальянец, но служил Испании. Испанские мореплаватели захватили самые богатые американские земли, оставив на долю всех прочих североамериканские леса, прерии и тундру.
В Европе перебраться за океан хотели многие: бедняки, мечтавшие начать новую жизнь на свободной земле, протестанты, которых преследовали за их веру, преступники, должники (за неуплату долгов тогда сажали в тюрьму).
Те, у кого не было средств на переезд, заключали договор с каким-нибудь богатым человеком или с компанией, обязуясь семь лет отрабатывать одолженные деньги.
Кредитор имел право их подгонять и даже бить. Зато через семь лет они становились совершенно свободными, если, конечно, доживали.
В июле 1584 года на берегу нынешнего штата Северная Каролина высадились англичане. «Открытую» землю они поспешили объявить владением своей королевы Елизаветы I и назвали Вирджинией.
Английским поселенцам в Вирджинии долго не удавалось прокормить себя, и они мерли как мухи — от болезней и от рук индейцев. Эти индейцы еще не изобрели колеса и, в отличие от киношных краснокожих, не умели скакать верхом (лошадей в Америку привезли европейцы). Но воевать они умели.
На восточном побережье Северной Америки большинство индейцев говорили на схожих языках — алгонкинских. Каждое большое племя делилось на несколько малых, малое племя — на кланы, клан на отдельные деревни.
Но существовало здесь и крупное объединение Ирокезская лига, которую создал Гайавата, знаменитый вождь онондагов. Кроме самих онондагов в лигу входили мохауки, кайюги, сенеки и онеиды, поэтому ее еще называли Союзом пяти племен.
Индеец племени могикан, долина реки Гудзон.
Спустя сто лет к ним присоединились тускароры, и лигу стали называть Союзом шести племен.
Из других крупных племен ближе всех к первым поселкам европейцев жили саскуэханны, могикане, гуроны и делавэры. Впрочем, «делавэры» — слово не индейское.
Англичане в Вирджинии назвали залив и реку именем своего губернатора лорда де ла Вэра, а потом и местных жителей стали называть так же. Сами делавэры называли себя лени ленапе («настоящие люди»). Говорили они на трех алгонкинских языках — манси, унами и уналактиго.
В 1607 году на севере Вирджинии, у залива Чесапик, на полуострове, соединенном с материком тонким перешейком, англичане построили поселок. Нарекли его Джеймстаун в честь своего нового короля Джеймса (Якова), сменившего умершую Елизавету.
Климат в той местности очень напоминал английский, поэтому ее и стали звать Новой Англией (и до сих пор так зовут). Индейцы были не против снабжать колонистов продовольствием в обмен на их удивительные товары.
Но в ценах стороны иногда не сходились, и тогда возникали разборки. Однажды несколько обитателей Джеймстауна попали в засаду. Их командира Джона Смита индейцы взяли в плен и доставили в резиденцию Паухэтана — великого вождя, которому подчинялись сто двадцать восемь селений.
Сначала со Смитом обращались неплохо, но потом решили казнить. Голова его уже лежала на каменной плахе в ожидании удара каменного топора, но тут двенадцатилетняя Покахонтас, любимая дочь Паухэтана, бросилась к несчастному чужеземцу, закрыла своим телом и умолила отца пощадить его. По крайней мере, так описал события сам Смит.
После этого по приказу из Лондона Паухэтана короновали в качестве вассала английского короля. Неизвестно, понял ли вождь смысл торжественной церемонии, устроенной англичанами. Во всяком случае, он убедился, что пришельцы его уважают, и за это подарил английскому капитану мокасины и звериную шкуру со своего плеча.
Несмотря на завязавшуюся дружбу с Паухэтаном, жители Джеймстауна были так изнурены болезнями, внутренними распрями и стычками с индейцами, а главное голодом, что среди них бывали случаи людоедства.
Но колония, возведенная буквально на костях, все же не погибла. В 1611 году поселенцам раздали участки земли; они начали выращивать табак и поставлять его в Англию.
Принцесса Покахонтас вышла замуж за англичанина (не за Смита) и в 1616 году приехала в Англию. О ней писали газеты, художники рисовали ее портреты, она даже была представлена ко двору. Но английский климат все-таки отличался от североамериканского: принцесса заболела и вскоре умерла в возрасте двадцати двух лет.
В 1619 году в Вирджинию завезли первую партию чернокожих рабов из Африки, а спустя еще три года между колонистами и индейцами началась первая полномасштабная война, растянувшаяся на целых двенадцать лет.
Историк Алексеев А.
Переселенцы и освоение Нового Света — история освоения Дикого Запада
Видео: Тасманский тигр и его история
Индейцы Колумбии – жизнь среди лесных индейцев
Ориентироваться по звездам — правила отыскания навигационных звезд
Пржевальский Н. М. — путешественник и ученый – путешествия Пржевальского
Дежнев Семен Иванович — открытие пролива между Азией и Америкой